Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К управлению автомобилем допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда и проверку знаний в объеме группы I по электробезопасности.
1.2. При найме на работу впервые в качестве водителя лица, имеющие удостоверение на право управления любыми категориями транспортных средств, а также не работавшие водителями более одного года, к управлению ими допускаются после прохождения стажировки по практическому вождению.
1.3. Водитель, не прошедший периодического, а также предрейсового медицинского осмотра, к работе не допускается.
1.4. Водителю запрещается управлять автомобилем (или передавать управление другим лицам) в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание.
1.5. Водитель должен знать и неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.
1.6. Водитель должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись и соблюдать режим труда и отдыха.
1.7. Водитель должен немедленно сообщить администрации предприятия о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был. Водитель должен оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, помочь доставить его в медицинское учреждение. При необходимости вызвать медицинских работников на место происшествия.
1.8. Водитель должен знать характеристики опасных и вредных производственных факторов и их воздействие.
К опасным и вредным производственным факторам, влияющим на водителя относятся:
— движущиеся машины и механизмы, не защищенные элементы производственного оборудования;
— повышенная и пониженная температура поверхностей оборудования;
— химические вещества, проникшие через дыхательные пути, желудок;
— взрыво- и пожароопасность.
1.9. Источники возникновения фактора:
— автомобиль, оборудование;
— детали автомобиля, горячая вода (пар);
— окись углерода, антифриз;
— легковоспламеняющиеся вещества при нарушении правил пожарной безопасности.
1.10. Действие фактора:
— Возможен наезд на людей и столкновение с транспортом.
— Возможен ожог кожного покрова нагретыми деталями автомобиля, закипевшей водой (паром) в радиаторе.
— Возможно отравление при попадании антифриза в желудок, а окиси углерода — в дыхательные пути.
— Нарушение правил пожарной безопасности при работе с ЛВЖ может привести к взрывам и пожарам, травмированию водителя.
На рабочем месте водителя может быть вероятность возникновения травмы или ухудшения здоровья, которые могут быть вызваны следующими источниками опасности:
Риск – поражение электротоком
— Удар током, вызванный неисправным электрооборудованием, контактом с проводами под током.
Риск – отравление, воздействие токсичных веществ
— Отравление газами (бутана, оксидов азота, оксида углерода, этилмеркаптама), этилированным бензином и его парами.
Риск – падение на территории объекта
— Падение при выполнении работ по ремонту и окраске крыш, очистке крыш здании от снега или пыли при отсутствии ограждений по их периметру
— Падение при перемещении по территории.
Риск – травмирование при эксплуатации, выполнении ремонтных и других работ
— Травмирование при проведении ремонтных работ при эксплуатации теплоиспользующих установок, тепловых сетей, иного оборудования
— Травмирование при проведении ремонта и технологического обслуживания автомобилей.
— Травмирование частями оборудования и сооружений в результате взрывов и авариях на объектах.
Риск – травмирование водителей и персонала
— Гибель в ДТП в результате несоблюдения ПДД
— Действие опасных факторов (вывешенный автомобиль и его агрегаты, горячая вода и пар, легковоспламеняющиеся вещества, газы и другие токсичные вещества, этилированный бензин, оборудование, инструмент, приспособления) при выполнении работ
— Падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории
— Технические неисправности транспортного средства
— Метеорологические условия: пониженная температура атмосферного воздуха, гололед, атмосферные осадки
— Передвижение с необоснованной скоростью
— Использование транспортного средства не по назначению
— Употребление наркотических средств и алкоголя.
Риск – причинение вреда здоровью
— Контакты с насекомыми и животными
— Нарушение инструкций и правил ОТ и ПБ, требований технологических регламентов при выполнении работ
Риск – гибель вследствие разрушения зданий, сооружений и разрушения или падения оборудования
— Разрушения сооружений, технических устройств или их элементов.
— Разрушение или излом металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы, опоры, гуська) или ее падение.
Риск – прямое огневое и термическое воздействие
— Травмирование или гибель в результате возникновения пожара в здании, а также в результате пожара, возникшего вследствие природных или техногенных причин.
1.11. За нарушение требований настоящей инструкции виновные несут дисциплинарную или иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством в зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Пройти предрейсовый медосмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе.
2.2. Проверить:
— Состояние и исправность систем автомобиля, влияющих на безопасность труда: рулевого управления, тормозной системы, системы питания, смазки, охлаждения, электрооборудование.
— Отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, давление воздуха в шинах и их исправность.
— Наличие в автомобиле ремней безопасности, специальных упоров (не менее двух), подкладки под пяту домкрата, медицинской аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя.
2.3. Перед пуском двигателя автомобиль затормозить стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.
2.4. Запрещается производить запуск двигателя путем буксирования.
2.5. При заливке горячей воды в систему охлаждения проявлять особую осторожность.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Самопроизвольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе запрещается.
3.2. Во время движения выбирать дистанцию в зависимости от скорости автомобиля.
3.3. Перевозить в салоне автомобиля то количество людей, которое указано в паспорте завода изготовителя.
3.4. При движении по территории соблюдать скорость движения, установленную администрацией предприятия (15 км/ч), а в помещениях ремонтных участков она не должна превышать 5 км/ч.
3.5. Перед подачей автомобиля задним ходом убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий. Подать звуковой и световой сигналы.
3.6. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
3.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен.
3.8. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин через шланг ртом, а также продувать топливопровод запрещается.
3.9. Отдыхать или спать в кузове легкового автомобиля только при неработающем двигателе.
3.10. Запрещается курить в непосредственной близости от приборов и системы питания автомобиля.
3.11. Требования безопасности при производстве ремонтных работ на линии:
— При ремонте автомобиля на линии соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля. При отсутствии необходимых приспособлений и инструментов производить ремонт запрещается.
— Перед подъемом части автомобиля домкратом, выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), закрыть двери.
— При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности выровнять место установки домкрата, подложить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить дом к par. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.
— Пробку радиатора на горячем двигателе открывать в рукавице или накрыв ее ветошью. Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
— Буксировку неисправных автомобилей осуществлять в соответствии с разделом Правил дорожного движения. Скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.
— При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
— Требования безопасности при эксплуатации автомобиля в зимний период:
— Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить по возможности только в отапливаемых помещениях. При производстве этих работ в не отапливаемых помещениях или на открытом воздухе, стоя на коленях или лежа, применять деревянные лежаки.
— При заправке автомобиля топливом, заправочные пистолеты брать только в рукавицах, соблюдая особую осторожность, не допуская попадания топлива на кожу рук, тел.
— Запрещается подогревать двигатель открытым пламенем.
— При нарушении нормальной циркуляции воды (при переохлаждении двигателя) автомобиль остановить, утеплить нижнюю часть радиатора и дать поработать двигателю на малых оборотах.
— В случае отказа тормозной системы из-за обледенения колодок отогреть и просушить их на ходу частым повторным притормаживанием на протяжении 1 — 2 км.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. При возникновении постороннего шума, рывков, вибрации немедленно остановить автомобиль, не приступать к работе до полного устранения неисправности.
4.2. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги, выставить на расстоянии 25 — 30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий фонарь. Покидая автомобиль, обезопасить его от самопроизвольного движения (выключить зажигание, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса упоры — башмаки).
4.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, должен:
— немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия до прибытия сотрудника ГИБДД;
— включить аварийную сигнализацию;
— принять меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать медицинских работников, а если это невозможно — отправить пострадавших на попутном или отвести на своем автомобиле в ближайшее медицинское учреждение.
4.4. Каждый водитель должен уметь оказывать первую доврачебную помощь при несчастном случае:
— При ушибе обеспечить полный покой ушибленной части тела, к ушибленному месту приложить холод.
— При подозрении на ушиб внутренних органов до прибытия врача освободить пострадавшего от стесняющей его одежды и положить на ровное место.
— При растяжении связок положить холод и наложить мягкую фиксирующую повязку.
— При вывихе обеспечить полную неподвижность в суставе.
— При любом повреждении кожи и тканей тела смазать йодом кожу вокруг раны, закрыть рану стерильным материалом и наложить повязку.
— При переломе конечностей, наложить шину из специальных или подручных средств, длина которой должна быть такой, чтобы она заходила за те два сустава конечности, между которыми произошел перелом.
— При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего положить животом вниз на жесткие носилки или щит из досок.
— При термическом ожоге I степени обожженное место промыть струей чистой воды, обработать пораженный участок раствором марганцовокислого калия, наложить сухую стерильную повязку.
— При ожогах II и III степени обожженный участок следует закрыть стерильным материалом и направить пострадавшего в лечебное учреждение.
— При отравлении газами пострадавшего вынести или вывести на свежий воздух, дать нюхать нашатырный спирт. В случае остановки дыхания немедленно приступить к проведению искусственного дыхания.
— При отравлении антифризом или другим промышленным ядом, промыть желудок путем принятия 2-3 стаканов воды с последующим вызовом рвоты искусственным образом.
— При поражении электрическим током немедленно отсоединить пострадавшего от электрической цепи: выключить рубильник, отбросить электропровод сухой палкой. При остановке дыхания начать проводить искусственное дыхание.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Поставить автомобиль на место стоянки. После остановки автомобиля, выключить зажигание, отключить массу, затормозить автомобиль стояночным тормозом.
5.2. При температуре воздуха ниже 0°С слить воду из системы охлаждения и оставить спускные краники открытыми. Воду сливать только после того, как двигатель остынет до температуры 50°С.
5.3. Обо всех замеченных во время работы недостатках сообщить своему непосредственному руководителю.