Инструкция по охране труда для матроса и боцмана

Инструкция по охране труда для матроса и боцмана.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве боцмана, матроса допускаются лица старше 18 лет, прошедшие медицинское обследование и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, получившие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и прошедшие проверку знаний.
1.2. Повторный инструктаж боцман, матрос проходит не реже 1 раза в полугодие, очередную проверку знаний требований охраны труда – не реже 1 раз в год, периодический медосмотр – не реже 1 раза в год.
1.3. Боцман, матрос обязан помнить, что вследствие невыполнения требований, изложенных в настоящей инструкции, Правил судового распорядка, Устава службы на судах обеспечения и при неправильном выполнении работ могут возникнуть опасности:
— поражения электротоком;
— получения ожогов;
— отравления лакокрасочными материалами и другими ядовитыми техническими жидкостями;
— механических травм при работе неисправным инструментом.
1.4. Боцман, матрос обязан работать в спецодежде и спецобуви, пользоваться защитными средствами, приспособлениями
— костюм хлопчатобумажный, 1 комплект на год;
— ботинки кожаные, 1 пара на год;
— рукавицы брезентовые, 6 пар на год.
1.5. На нефтеналивных судах ботинки кожаные на латунных гвоздях, срок носки 1 год. При выполнении работ по очистке корпуса, окраске, рубке троса применять защитные приспособления: респираторы, защитные очки. При швартовых, буксирных и грузовых операциях применять защитную каску.
1.6. Боцман, матрос должен:
— хорошо знать и точно выполнять правила охраны труда при выполнении палубных, швартовных, окрасочных и других работ;
— особое внимание обратить на организацию предупредительных мер при выполнении палубных работ в штормовых и осенне-зимних условиях;
— все работы производить только с ведома или по приказанию руководителя работ;
— немедленно сообщать вахтенному штурману обо всех замеченных неисправностях, представляющих опасность для судна и людей, принимать все меры но устранению неисправностей;
— изучить правила оказания первой помощи при несчастных случаях, принимать меры по оказанию помощи пострадавшему.
1.7. Боцман, матрос обязан:
— соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
— правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
— немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессиональных заболеваний, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
1.8. За нарушение требований инструкций и других нормативных актов по охране труда работники привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом швартовных операций необходимо убедиться, что швартовное устройство находится в исправном состоянии, а именно:
— проверить швартовные лебедки, вьюшки путем их проворачивания на холостом ходу и убедиться в отсутствии заедания и их нормальной работе;
— проверить клюзы, киповые планки, кнехты, необходимые для швартовки, убедиться, что они не заняты и находятся в исправном состоянии;
— заранее разнести необходимое количество тросов по палубе, убедиться в их исправности, вытравливание тросов из бухт и вьюшек непосредственно на берег не разрешается.
2.2. Перед началом работы с якорным устройством необходимо проверить брашпиль и шпиль путем их проворачивания на холостом ходу, убедиться в отсутствии заедания и их нормальной работе.
2.3. Перед спуском шлюпки следует проверить:
— шлюптали исправны и не перегружены, а также не перепутаны;
— пробки в днище шлюпки закрыты;
— лебедка и тормозные устройства исправны.
2.4. Перед выполнением работ на высоте:
— получить письменный допуск, в котором должны быть указаны все меры безопасности и предохранительные средства;
— осмотреть подвеску, страховочный конец, предохранительный пояс, проверить их состояние, проверить дату испытания (не реже 1 раза в год).

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все якорно-швартовные и буксирные работы производятся под руководством помощника капитана, назначенного капитаном. Все действия, связанные с подачей, отдачей, креплением, потравливанием и выбиранием швартовных концов, пуск якорных и швартовных механизмов должны выполняться только по его команде. К управлению якорно-швартовных и буксирных механизмов допускаются только обученные члены экипажа.
3.2. Запрещается работать стальными тросами без рукавиц (рукавицы должны иметь наладошники из прочного материала). При работе в рукавицах следует принимать меры предосторожности, исключающие возможность затягивания рукавицы в движущиеся части механизмов. Особую осторожность следует проявлять при работе во влажных рукавицах. Работать в замасленных рукавицах ЗАПРЕЩАЕТСЯ, их следует заменить.
3.3. При работе со стальными и растительными тросами запрещается находиться и держать руки ближе 1 м от барабанов, кнехтов, блоков и других устройств, с которых выбирается ходовой конец троса. При работе с тросами из синтетических материалов это расстояние должно быть не менее 2 м. ЗАПРЕЩАЕТСЯ находиться вблизи сильно натянутых тросов, а также на линии направления натяжения как впереди, так и позади места соприкосновения троса с механизмами для его выборки или устройством для закрепления или изменения направления тяги троса. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ставить ноги в петли тросов.
3.4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить швартовку судна без приказания капитана. ЗАПРЕЩАЕТСЯ прыгать на стенку причала с судна до установки трапа.
3.5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ подбирать или закреплять швартовый трос до подтверждения с берега или судна о его закреплении и чистоте, начинать работы без предупреждения лиц, принявших швартовый конец.
3.6. Во время подачи швартовных тросов на берег или на судно нельзя находиться внутри бухт шлагов разнесенного троса. Образовавшиеся калышки нужно разогнать до подачи швартова.
3.7. При накладывании швартовного троса ни кнехты или битенги руки следует держать с наружной стороны огона.
3.8. При заводке швартовного троса для закрепления его на бочке или причале шлюпкой или катером на палубе должно быть набрано и очищено достаточное количество троса для потравливания.
3.9. Ходовой конец швартовного троса закрепляется в шлюпке растительным тросом так, чтобы его можно было легко отдать.
3.10. При вытравливании троса на шлюпки работающим нельзя находиться в кормовой ее части.
3.11. Если на швартовой бочке находится человек, стравливать или подбирать швартовный трос не разрешается.
3.12. Подача швартовных тросов на берег или другие суда должна производиться при помощи бросательного конца или линемета. Подавать бросательный конец или линь следует только после предупредительного окрика «БЕРЕГИСЬ». Для подачи предупредительного окрика при использовании линемета должны применяться электромегафоны, судовая трансляция.
3.13. Тяжелые тросы, выбираемые с помощью механизмов, должны потравливаться через кнехт. При подаче тяжелых тросов на значительные расстояния должны применяться проводники.
3.14. При швартовочных работах ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— присутствовать посторонним лицам в местах производства швартовочных работ, а также членам экипажа, не участвующим в швартовочных операциях;
— управлять швартовными механизмами лицам, не назначенным для этой работы;
— применять для швартовных работ жесткие стальные тросы;
— подавать, выбирать, вытравливать, закреплять и отдавать швартовный трос, а также пускать в действие швартовный механизм без команды лица, руководящего швартовными операциями;
— работать внутри шлагов троса, разнесенного по палубе;
— гасить инерцию судна натяжением швартовных тросов, а также отдавать и крепить тросы при наличии непогашенной инерции судна;
— подавать швартовные тросы, имеющие колышки и не обрубленные концы оборванных проволок;
— крепить тросы на швартовных барабанах даже на непродолжительное время;
— перетравливать или выбирать тросы во время работы людей у кипов и роульсов;
— вытравливать тросы из бухт;
— накладывать, снимать или перетравливать шлаги троса на вращающихся швартовных барабанах;
— выбирать тросы, пробуксовывающие на швартовных барабанах;
— отдавать стопор с троса, не закрепленного на кнехтах;
— выбирать или стравливать тросы во время работы с ними у кипов и роульсов, а также прижимать их к палубе или швартовному устройству ногой или рукой;
— находиться внутри угла, образованного швартовом, поданным через кип или отводной роульс, и направлением тяги;
— подавать кормовые швартовы при работе машины;
— применять цепные стопоры для стопорения растительных и синтетических тросов;
— находиться на линии натяжения стопора лицу, работающему с ним;
— выбирать на судне трос до тех пор, пока со шлюпки не будут сброшены оставшиеся шлаги, и она не отойдет в сторону от сброшенного троса;
— применять кранцы с коротким концом, требующим вытягивания рук за борт;
— выбирать заведенный на швартовочную бочку трос в то время, когда на бочке находится кто-либо из людей.
3.15. По окончании швартовных операций все лишние тросы должны быть убраны, а швартовные механизмы выключены.
3.16. Перед началом работы по отдаче якорей, втягиванию их в клюз и подрыву посредством хода судна необходимо:
— убедиться в отсутствии людей на цепном ящике;
— проверить исправность якорного устройства;
— перед отдачей винтовых и цепных стопоров, а также разобщением звездочки якорного механизма проверить крепление ленточного стопора;
— убедиться в отсутствии под носовым подзором судна шлюпок, катеров, и других плавсредств.
3.17. Отдача якорей, снятие и наложение стопоров на якорь-цепь, ее вытравливание и выборка должны производиться только по команде с мостика.
3.18. Запрещается находиться вблизи и на линии движения якорь-цепи во время отдачи и подъема якорей.
3.19. При отдаче якорей в случаях отсутствия прозрачного защитного экрана необходимо работать в защитных очках для предохранения глаз от попадания грязи и частиц ржавчины при вытравливании цепи.
3.20. Запрещается производить любые работы с якорным устройством при стоянке судна в доке без согласования с администрацией дока. Перед началом работы с якорным устройством необходимо убедиться в отсутствии людей в доке под якорем.
3.21. Запрещается отдавать стопоры якорь-цепи, а также разобщать звездочки брашпилей, не проверив крепление ленточного тормоза.
3.22. При проверке якорного механизма на холостом ходу запрещается пускать его в действие, предварительно не убедившись в разобщении цепного барабана.
3.23. При стоянке у причалов или на рейде запрещается оставлять якоря в клюзах закрепленными только на ленточных стопорах, якорь-цепи нужно закрепить дополнительным стопорным устройством.
3.24. Работать с якорь-цепью как в цепном ящике, так и на палубе можно только при помощи крючьев, предварительно убедившись, что якорь-цепь взята на винтовой стопор.
3.25. При работе в цепном ящике для освещения должны использоваться светильники взрывобезопасной конструкции.
3.26. Работы по очистке якоря и якорь-цепи должны проводиться под руководством старшего помощника капитана. При очистке якоря и якорь-цепи должны соблюдаться меры безопасности при работах за бортом. Наблюдающий за положением якоря и якорь-цепи должен находиться в безопасном месте. Все работы надо вести с беседки, становиться на якорь запрещается, при этом якорь должен быть закреплен дополнительным стальным тросом.
3.27. Запрещается работать якорным механизмом во время забортных работ по очистке якоря. Якорный механизм разрешается пускать в ход только после выхода на палубу людей, работающих за бортом.
3.28. При буксировке закладка буксирного троса на гак должна производиться таким образом, чтобы при любом натяжении буксирного троса была обеспечена его быстрая и безопасная отдача.
3.29. Отдавать буксирный трос с гака или кнехтов на буксирующем и буксируемом судах разрешается только по команде лица, руководящего буксировкой.
3.30. При отдаче троса с гака буксирующего судна или кнехтов буксируемого не разрешается стоять вблизи и впереди них.
3.31. Отдавать буксирный трос с гака нужно позади точки крепления гака с расстояния не менее 1,5 м.
3.32. Во время буксировки запрещается находиться вблизи буксирного троса и гака, в районе действия бурундуков, между буксирными арками и впереди буксирной лебедки.
3.33. В случае применения не откидных гаков отдача буксирного троса одним человеком не допускается. При этом браться за огон следует только с боковой части петли. После снятия с гака буксирный трос отдается медленно.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С КАТЕРАМИ И ШЛЮПКАМИ

4.1. Спуск и подъем катеров и шлюпок допускается с разрешения капитана или лица, его замещающего, под непосредственным руководством вахтенного помощника капитана.
4.2. Перед спуском шлюпки закрыть сливные отверстия в днище шлюпки, установить руль и проверить его.
4.3. Отдача грунтовых и кильблоков разрешается только по команде командира шлюпки после того, как он убедится, что стопора барабанов шлюпочного механизма надежно зажаты или конец лопарей шлюп-талей надежно закреплен.
4.4. При выкладывании и закладывании шлюп-талей следует стоять со стороны мидель-шпангоута шлюпки, брать блоки двумя руками только за щеки.
4.5. Выложенные нижние блоки шлюп-талей следует немедленно убрать из шлюпки и поднять оттяжками к борту судна.
4.6. При спуске или подъеме шлюпки на ходу судна, на течении или в холодную погоду должны соблюдаться следующие меры предосторожности:
— фалинь должен быть достаточно разнесен и надежно закреплен;
— при спуске шлюпки на переднем ходу судна сначала должны быть выложены кормовые, а затем носовые шлюп-тали. При подъеме на переднем ходу шлюп-тали закладываются в об-ратном порядке;
— при спуске шлюпки на заднем ходу судна вначале должны быть выложены носовые, а затем кормовые шлюп-тали. При подъеме на заднем ходу шлюп-тали закладываются в обратном порядке.
4.7. Все лица, находящиеся в спасательной шлюпке, рабочей шлюпке или на плотике, должны иметь при себе спасательные жилеты или нагрудники и одежду, соответствующую метеоусловиям. Посадка в шлюпки разрешается только при наличии надетых спасательных жилетов или нагрудников. Спасательные жилеты и нагрудники разрешается снимать только после выхода из шлюпки па палубу судна или на причал.
4.8. Посадка в шлюпку разрешается только по команде командира и указанным им способом (с палубы, по шкентелям с мусингами, по штормтрапу). Выход из шлюпки разрешается только по трапу или штормтрапу.
4.9. При работе со шлюпочным устройством ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— снимать леерное ограждение борта на шлюпочной палубе до полного окончания подготовки шлюпки к спуску;
— спускать шлюпку при запутанных лопарях талей;
— спускаться в шлюпку по лопарям шлюп-талей и по другим тросам;
— находиться между штевнями и шлюп-талями при подъеме или спуске шлюпки;
— находиться в шлюпке при спуске (подъеме) ее стрелой или краном;
— влезать в зачехленную шлюпку;
— зачехление шлюпок без предварительного закрепления всех стопорных устройств;
— поднимать и спускать катер или шлюпку, если в подъемно-спусковом устройстве обнаружены дефекты или неисправности, а также при запутанных, перекрученных шлюп-талях;
— включать эл. двигатель шлюпочной лебедки, предварительно не убедившись в том, что рукоятка ручного привода снята;
— отключать блокирующее устройство, исключающее работу эл. двигателя шлюпочной лебедки при сообщенном ручном приводе;
— касаться вращающихся деталей шлюпочного устройства и направлять руками движущиеся тросы и шкивы блоков.
4.10. В шлюпке ЗАПРЕЩАЕТСЯ стоять на бортах и транцевой доске, ходить по банкам, держать руки на планшире при подходе или отходе шлюпки от борта судна или причала, перемещаться без разрешения командира шлюпки.
4.11. Запускать и управлять шлюпочными моторами могут только мотористы или механики, имеющие допуск к управлению.
4.12. Запрещается подъем шлюпки с грузом или пассажирами. При подъеме шлюпки в ней должно быть оставлено не более двух человек, если обстоятельства подъема не требуют для этого большего числа.
4.13. При использовании забортных трапов для посадки (высадки) людей при волнении трапы должны быть приподняты настолько, чтобы исключить возможность опрокидывания шлюпок, а также возможность ударов по трапу и травматизма людей, находящихся на плавсредствах и на трапе.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ РАБОТАХ ЗА БОРТОМ И НА ВЫСОТЕ

5.1. Производство всех видов работ за бортом и на высоте более 3 м над уровнем палубы без разрешения старшего помощника капитана или старшего механика и оформления письменного наряда-допуска, как на работы с повышенной опасностью ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
5.2. Во время хода судна работать на высоте и за бортом запрещается за исключением аварийных случаев, при которых должны быть приняты соответствующие меры; предосторожности, в зависимости от конкретных УСЛОВИЙ. При этом человек должен быть надежно застроплен брастропом.
5.3. Работы за бортом и на высоте должны проводиться с обязательным присутствием руководителя работ. При этом для наблюдения за работающими на каждую беседку должен назначаться наблюдающий. Наблюдающий обязан вести постоянное наблюдение за работающими за бортом и на высоте, за надежным, правильным креплением и отсутствием дефектов в подвесках, беседках и на оснастке и не должен отвлекаться ни на какие другие работы.
5.4. Спускаться за борт или подниматься на высоту более 3 м одному человеку без помощи наблюдающего ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
5.5. Работы за бортом разрешается выполнять только на беседке или в люльке. При выполнении работ за бортом на работающем должен быть надет спасательный нагрудник или спасательный жилет, и он должен быть обвязан страховочным концом, второй конец которого закрепляется за прочные судовые конструкции.
5.6. У места, производства работ за бортом должен быть спасательный круг с бросательным концом длиной не менее 27,5 м.
5.7. Запрещается производство забортных работ между бортами двух стоящих лагом судов или между бортом и причалом, а также при стоянке судна в доке. Запрещается спускать, поднимать или переносить забортную подвеску, если на ней находится человек.
5.8. Работая на высоте, за бортом необходимо надевать предохранительный пояс. Периодичность испытания пояса один раз в 6 месяцев испытательной нагрузкой – 400 кг и осмотр его перед работой. До начала работы работающий должен закрепиться страховочным концом предохранительного пояса или карабином к прочным судовым конструкциям. Страховочный конец испытывается 1 раз в 3 месяца нагрузкой – 400 кг.
5.9. Все инструменты следует крепить штертами к поясу или беседке. Проход под местом производства работ должен быть закрыт или огражден.

6. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ГРУЗОВЫХ РАБОТАХ

6.1. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам производства работ, имеющие удостоверение на право обслуживания грузоподъемных устройств.
6.2. Работать с грузовым устройством можно лишь тогда, когда грузовые лебедки (или кран), ее тормозное устройство, грузозахватные приспособления и такелаж проверены и исправлены.
6.3. При работе со стрелами необходимо:
— оттяжки стрелы травить или выбирать постепенно и своевременно, чтобы стрела не налилась в стороны;
— при подъеме или спуске стрелы топенантом следить, чтобы ходовой конец топенанта был прочно закреплен на барабане лебедки;
— при креплении или отдаче грузового стопора следить, чтобы не травился топенант.
6.4. При открытии и закрытии грузовых люков необходимо:
— люковые брезенты аккуратно складывать в стороне от люка, чтобы они не мешали грузовым операциям;
— снимать и укладывать лючины необходимо вдвоем, начиная с середины люка, постепенно со всех рядов и укладывать их в устойчивые штабели к фальшборту, лючины должны быть промаркированы;
— при укладывании необходимо следить, чтобы лючины плотно подходили к своему месту, но номерам, указанным на них;
— после открытия люка немедленно установить ограждение высотой не менее 1 м, если высота комингсов менее 0,75 м;
— соблюдать осторожность при подъеме и опускании крышек металлических люковых закрытий при помощи домкратов и рычагов;
— крышки в открытом состоянии должны быть обязательно взяты на стопора;
— нахождение лиц между комингсами соседних люков в момент открытия, закрытия крышек ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
6.5. Во время производства грузовых операций ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— стоять под грузовой стрелой или стрелой крана;
— стоять на палубе или на линии движения груза;
— находиться в трюме на просвете люка, спускаться в Трюм или подниматься из него при подъеме или спуске груза;
— спускаться в трюм или подниматься из него на грузовом шкентеле;
— направлять шкентель руками во время работы лебедки.
6.6. Подъем груза и спуск его в трюм должны сопровождаться окриком «БЕРЕГИСЬ».
6.7. Запрещается пользоваться стропами, не имеющими бирки, кольца или клейма с указанием допустимой нагрузки, грузоподъемности, а также сильно коррозированными, деформированными стропами, с перебитыми прядями, имеющими более 10% оборванных проволочек и сращенными стропами.
6.8. Съемные бимсы нужно укладывать к фальшборту, не загромождая прохода. Снимать их только специальными стропами. При раскантовке бимсов пользоваться оттяжками. Запрещается браться за торцы бимсов при заводке их в гнезда.
6.9. Производить погрузку или выгрузку груза при частично снятых и незакрепленных бимсах ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Механические люковые закрытия должны быть закреплены в открытом положении специальными устройствами.
6.10. Спускаться в трюм и подниматься из него можно только по одному, держась за поручни обеими руками.
6.11. Спускать груз в трюм и поднимать его из трюма разрешается только по сигналу, поданному сигнальщиком или руководителем грузовых работ.
6.12. Стропить груз следует только зная его вес. Стропы нужно накладывать без узлов и перекруток. На острые углы грузов необходимо подкладывать деревянные прокладки или маты. Стропы должны иметь такую длину, чтобы угол между ними не превышал 90 . Кольца и петли строи должны свободно надеваться на гак.
6.13. Поднимать грузы из трюма и подавать их и него разрешается только при вертикальном положении тросов. Оттягивать и раскачивать груз для подачи под твиндек и вытаскивать его из-под комингсов люка шкентелями без канифас-блока ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Нельзя находиться внутри угла, образуемого шкентелями, проходящими через канифас-блок. При закладке канифас-блока нужно убедиться, надежно ли он закреплен и хорошо ли закрыта откидная часть щеки.
6.14. При ручной перекатке бочек следует идти только сзади, не берясь за них со стороны торцов. Выбирать и укладывать бочки разрешается только послойно. В штабель бочки можно укладывать на торец или боковую поверхность с прокладками. Бочки с жидкостью нужно устанавливать пробками вверх, обязательно подклинивая при укладке лежа крайние бочки каждого ряда.
6.15. Грузить и выгружать тяжеловесы и длинномеры можно только под руководством старшего помощника капитана. Остропку их нужно производить двойным охватом с применением прокладок, предупреждающих выскакивание груза.
6.16. ЗАПРЕЩАЕТСЯ допускать лиц с плохим слухом к грузовым работам.
6.17. ЗАПРЕЩАЕТСЯ допуск посторонних лиц к люкам. На судах, предназначенных для перевозки пассажиров, места производства грузовых работ должны быть ограждены леерами, на которых вывешивается надпись «ПРОХОД ВОСПРЕЩЕН».
6.18. Места производства грузовых работ — палубы, люки, лебедки, трюмовые помещения, трапы должны иметь освещенность не менее 15 лк, если условия работы не требуют большего освещения.
6.19. Во время работы лебедки или крана ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— производить смазку механизмов и тросов;
— поправлять шкентель, снимать руку с рычага пускового устройства.
6.20. После окончания грузовых работ приводы грузовых лебедок и кранов должны быть закрыты кожухами.

7. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОКРАСОЧНЫХ И ЗАЧИСТНЫХ РАБОТ

7.1. При проведении подготовительных работ перед покраской (приготовление красок, добавление растворителей, очистка от ржавчины, старой краски, в том числе и травление едкими щелочами) необходимо надеть предохранительные очки, перчатки.
7.2. При пользовании электрическими машинками (напряжением не более 24В) необходимо надеть диэлектрические перчатки, обратив внимание на их состояние и дату проверки.
7.3. Пневмоинструментом можно пользоваться лицам, знающим безопасные приемы работы с ним и при наличии ограждающего кожуха.
7.4. Окраску с лесов можно выполнять при наличии ограждений на лесах, соблюдая все меры предосторожности.
7.5. При окраске бортов корпуса с плотика необходимо надеть спасательный жилет.
7.6. Не разрешается оставаться длительное время в только что окрашенном помещении.
7.7. Пользоваться для окрасочных работ краскораспылителями можно только зная их устройство и правила эксплуатации. До начала работ с краскопультом нужно получить инструктаж от руководителя работ и установить, произведено ли опробование аппарата. Аппараты испытываются на гидравлическое давление, в 1,5 превышающее рабочее. Пользование респираторами обязательно. Если краска содержит едкие вещества, свинец, необходимо работать в противогазе ПШ-1 или ПШ-2, а также при работающей вентиляции.
7.8. В закрытых помещениях производить окраску этиленовыми и свинцовыми красками можно только кистями. Красить этими красками жилые и санитарно-бытовые помещения ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Должна быть обеспечена хорошая вентиляция, а если она недостаточна, необходимо работать в противогазе ПШ-2.
7.9. Зачистку цистерн от остатков жидкого топлива и масел можно производить только после специальной промывки, пропаривания и проветривания, а в помещениях двойного дна, балластных и водяных танках после тщательного проветривания и получения письменного допуска, как на работы с повышенной опасностью. Входить в цистерны и танки можно только по разрешению производителя работ в спецодежде и шланговом противогазе. Работать без противогаза можно только в тех помещениях, где отсутствуют вредные пары и газы, и имеется достаточное количество кислорода. У горловин и лазов должен неотлучно находиться дежурный, который держит связь с работающими. Связь осуществляется через страхующий конец, которым должен обвязаться работающий внутри танка.

8. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

8.1. При нарушении установленного режима работы лебедки немедленно остановить лебедку, опустив при этом груз, доложить руководителю работ.
8.2. В случае возникновения пожара на судне доложить по переговорной сети о случившемся и немедленно приступить к тушению всеми имеющимися под руками средствами.
8.3. При нарушении изоляции электропровода, их искрении, а также при легком ощущении тока немедленно сообщить вахтенному помощнику капитана.
8.4. При травмировании, отравлении и внезапном заболевании пострадавшему должна быть немедленно оказана первая медицинская помощь, комплекс мероприятий, направленных па восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего и осуществляемым не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь).
8.5. При поражении электрическим током следует, прежде всего, освободить пострадавшего от действия тока. Если пострадавший в сознании, но до этого был в обмороке, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача. При отсутствии признаков жизни необходимо делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца до прибытия врача.
8.6. При ранениях необходимо, прежде всего, остановить кровотечение, предохраняя рану от загрязнения. При этом следует, не касаясь раны, смазать настойкой йода все края, а затем наложить сухую стерильную повязку.
8.7. При переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок главным является иммобилизация (создание покоя) поврежденной конечности с помощью готовых шин, палок, досок, кусков фанеры и т.п. К месту травмы необходимо прикладывать «холод» (резиновый пузырь со льдом, снегом, холодной водой и т.н.).
8.8. При отравлениях (пострадавший чувствует слабость, головную боль, головокружение, усиленное сердцебиение, тошноту, рвоту) пострадавшего следует немедленно вывести из отравленной зоны, расстегнуть стесняющую дыхание одежду, уложить, приподнять ноги, укрыть потеплее, давать нюхать нашатырный спирт.

9. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

9.1. По окончании швартовных операций все лишние тросы должны быть убраны, а швартовные механизмы выключены.
9.2. При стоянке у причала или на рейде якорь-цепи закрепить дополнительным стопорным устройством.
9.3. После окончания грузовых работ приводы грузовых лебедок и кранов должны быть закрыты кожухами.