Инструкция по охране труда для водителя автомобиля (эвакуатора)

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля (эвакуатора)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы по профессии водитель автомобиля (эвакуатора) (далее — водитель) допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие водительское удостоверение, прошедшие психиатрическое освидетельствование, медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к выполнению этой работы.
1.2. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать:
— Правила дорожного движения;
— производственную инструкцию по эксплуатации эвакуатора; параметры и технические характеристики эвакуатора;
— устройство эвакуатора, назначение его механизмов;
— безопасные способы зацепки и погрузки автомобиля на платформу.
1.3. Водитель должен знать, что для проверки исправного состояния грузоподъемного устройства, оно должно подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.
1.4. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда.
1.5. Водитель, направленный для участия в ремонтных или других, несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.6. Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми он не обучен.
1.7. Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— потеря устойчивости и опрокидывание эвакуатора;
— падающий с высоты эвакуируемый автомобиль, например, при неправильной его зацепке или обрыве стропа;
— высокое нервно-эмоциональное напряжение, например, во время работы в условиях интенсивного движения транспортных средств, недостаточной видимости и др.;
— физические перегрузки, например, при установке дополнительных опор, смене грузозахватных приспособлений и др.;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях стальных канатов, грузоподъемного механизма и грузозахватных приспособлений, деталей и узлов эвакуатора и инструмента;
— неблагоприятные погодные условия;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— повышенная загазованность воздуха отработанными газами автомобилей.
1.8. Водитель должен пользоваться спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами.
1.9. В случае заболевания, плохого самочувствия водитель эвакуатора обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.10. Если водитель оказался свидетелем несчастного случая, то он должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся непосредственному руководителю.
1.11. Водитель должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.12. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений со стороны других работников.
1.14. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.15. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы водитель должен пройти медицинский осмотр; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.
2.1. Водитель, находящийся в болезненном или утомленном состоянии, не должен садиться за руль эвакуатора, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
2.2. Перед началом работы следует надеть спецодежду, спецобувь и другие необходимые для работы средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
2.2. Перед выездом на линию водитель должен проверить исправность эвакуатора, в том числе тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояние аккумулятора, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах.
2.3. Перед началом работы водитель должен убедиться в исправности грузоподъемного устройства; для этого нужно выполнить следующее:
2.4.1. Осмотреть грузоподъемный механизм.
2.4.2. Осмотреть состояние металлических канатов и их крепление.
2.4.3. Осмотреть конструкцию стрелы.
2.4. Осмотр эвакуатора следует осуществлять только при неработающих механизмах.
2.5. После осмотра эвакуатора перед пуском его в работу водитель должен опробовать грузоподъемный механизм эвакуатора на холостом ходу.
2.6. При обнаружении во время осмотра и опробования эвакуатора неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами водитель, не приступая к работе, должен сообщить об этом непосредственному руководителю.
2.7. Водитель не должен приступать к работе на эвакуаторе при наличии следующих неисправностей:
2.8.1. Если имеются трещины и деформации в стреле.
2.8.2. Если канаты имеют число обрывов проволочек или поверхностный износ, превышающий установленную норму, оборванную прядь или местное повреждение.
2.8.3. Если грузоподъемный механизм имеет дефекты, угрожающие безопасности работы.
2.8.4. Если детали тормоза, механизмы подъема автомобиля имеют повреждения.
2.8.5. Если неисправен или отсутствует ограничитель грузоподъемности.
2.8. Перед началом работы водитель должен проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений; на каждом приспособлении должно быть клеймо или бирка с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При установке эвакуатора водитель должен убедиться в надежности грунта на месте предстоящей работы.
3.2. При установке эвакуатора расстояние между поднимаемым автомобилем при любом его положении и габаритами строений или другими автомобилями должно быть не менее 1 м.
3.3. Водитель должен помнить о том, что за повреждения, причиненные действием эвакуатора, он несет ответственность.
3.4. Перед тем, как поднять эвакуируемый автомобиль, водитель должен выполнить следующие операции:
3.4.1. Убедиться в том, что грузоподъемность эвакуатора не ниже массы эвакуируемого автомобиля.
3.4.2. Убедиться в том, что грузоподъемный механизм установлен над автомобилем так, что при подъеме будет исключено косое натяжение канатов.
3.4.3. Предупредить всех находящихся в зоне работы эвакуатора лиц о необходимости уйти из зоны поднимаемого автомобиля и возможного его падения.
3.5. При подъеме автомобиля, по массе близкого к разрешенной грузоподъемности эвакуатора, водитель должен предварительно поднять его на высоту не более 200-300 мм, чтобы убедиться в устойчивости эвакуатора и исправности действия тормозов, после чего производить его подъем на нужную высоту.
3.6. При подъеме и опускании автомобиля водитель должен убедиться в отсутствии людей между поднимаемым автомобилем и платформой эвакуатора.
3.7. Во время работы водителю следует внимательно следить за канатами и в случае обнаружения повреждений канатов необходимо приостановить работу эвакуатора.
3.8. Перемещение эвакуируемого автомобиля водитель должен производить только при отсутствии людей в зоне работы эвакуатора.
3.9. Перемещаемый в горизонтальном направлении автомобиль водитель должен предварительно приподнять на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
3.10. При погрузке и разгрузке эвакуируемого автомобиля не разрешается нахождение людей в нем, в том числе водителя в кабине автомобиля, в чем водитель должен предварительно убедиться.
3.11. При подъеме и перемещении автомобиля водителю запрещается:
3.11.1. Допускать к зацепке автомобиля случайных лиц, не имеющих на это права.
3.11.2. Применять канаты без бирки или клейма с информацией о сроках очередных испытаний.
3.11.3. Поднимать автомобиль, масса которого превышает грузоподъемность эвакуатора.
3.11.4. Производить резкое торможение при повороте стрелы с эвакуируемым автомобилем.
3.11.5. Подтягивать автомобиль по земле грузоподъемным механизмом при косом натяжении канатов.
3.11.6. Вытаскивать грузоподъемным механизмом автомобиль, засыпанный землей или примерзший к земле.
3.11.7. Поднимать неправильно зацепленный автомобиль.
3.11.8. Поднимать автомобиль с находящимися в нем людьми.
3.11.9. Передавать управление эвакуатором лицу, не имеющему на это права.
3.12. При перевозке автомобиля водитель должен знать и выполнять следующие требования безопасности:
3.12.1. Перед погрузкой автомобиля на платформу эвакуатора водитель должен убедиться в том, что эвакуатор находится на ровной горизонтальной площадке и надежно заторможен.
3.12.2. Вкатывать эвакуируемый автомобиль на платформу эвакуатора можно при помощи лебедки по надежно устроенному пандусу.
3.12.3. Перед погрузкой аварийного автомобиля следует максимально возможно поднять поврежденные части автомобиля, чтобы они не мешали движению по пандусу.
3.12.4. После погрузки автомобиля необходимо надежно закрепить его на платформе эвакуатора.
3.12.5. Во время перевозки автомобиля на эвакуаторе в кабине автомобиля запрещается находиться водителю или другим людям.
3.13. Во время работы водитель должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.14. Во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Если во время работы эвакуатора с ним произошла авария, то водитель обязан немедленно поставить об этом в известность непосредственного руководителя.
4.2. При несчастном случае водитель должен немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.1. На случай возникновения пожара, эвакуатор должен быть укомплектован порошковым огнетушителем, а водитель — уметь им пользоваться.
4.2. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на территории организации следует вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112, эвакуировать автомобиль в соответствии с разработанным планом эвакуации, если это не угрожает жизни и здоровью работника.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы водитель обязан поставить эвакуатор в предназначенное для стоянки место.
5.2. По окончании работы следует привести в порядок эвакуатор, убрать инструменты, приспособления и т.п.
5.3. Использованные при уборке тряпки, ветошь и другие материалы следует сложить в специально отведенное место (например, металлический ящик с закрывающейся крышкой).
5.4. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.5. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, по возможности принять душ.
5.6. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях применяемого инструмента и оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.