Инструкция по охране труда для водителя катера
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Управлять катером могут лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, а также специальное обучение по устройству, эксплуатации катера и технике безопасности и имеющие соответствующее удостоверение.
1.2. Водитель катера, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.
1.3. Водитель катера должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать не него в процессе выполнения работ, являются:
— легковоспламеняющиеся вещества;
— этилированный бензин;
— оборудование, инструмент, приспособления;
— падение персонала за борт в воду;
— шум;
— вибрация;
— тепловое воздействие солнца, ветер.
Эти воздействия на человека приводят к «Гипнозу лодочника», который может замедлить скорость реакции и создать ощущение алкогольного опьянения.
1.4. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.
1.5. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам.
1.6. Работать можно только на технически исправном катере, при наличии спасательных плавсредств.
1.7. Водитель катера должен выполнять требования:
— правила внутреннего распорядка особенно в части запрета нахождения на работе в состоянии алкогольного или наркотического возбуждения;
— правил безопасности при передвижении по водной акватории;
— правила пожарной безопасности;
— правила личной гигиены.
1.8. Водитель катера должен уметь оказывать помощь пострадавшим при ранениях, при несчастных случаях на воде;
1.9. Водитель катера должен знать, что при нарушении требований инструкции он несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.10. Водитель катера вправе не выполнять указаний администрации, если они противоречат требованиям безопасности данной инструкции.
1.11. Водитель катера допускаются до работы при наличии следующих индивидуальных средств защиты: полукомбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные, спасательный жилет.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Узнайте прогноз погоды перед выходом в плавание. Если предсказывают плохую погоду, рекомендуется воздержаться от плавания.
2.2. Проверьте, чтобы трюмная сливная заглушка была установлена на место, перед тем как спускать лодку на воду.
2.3. Проверьте винт на наличие трещин.
2.4. Проверьте, чтобы на борту было необходимое оборудование в рабочем состоянии для обеспечения безопасности.
2.5. Убедитесь в наличии топлива в достаточном количестве.
2.6. Проверьте надежность функционирования системы рулевого управления и механизма управления дроссельной заслонкой.
2.7. Проверьте нормальность функционирования троса аварийного останова, запустив двигатель (на воде), и потянув за трос.
2.8. Проверьте все шланги (отделение для хранения живой рыбы, трюм и т.д.) и соединения на наличие течей и повреждений.
2.9. Проверьте трюм на наличие топливных, масляных или водных течей.
2.10. Осмотрите катер и убедитесь в исправности следующих основных узлов: системы управления, муфт сцепления, топливных баков, топливопровода. Особое внимание обратите на исправность двигателя, рулевого управления, плавсредств.
2.11. Перед пуском двигателя убедитесь в отсутствии посторонних предметов на вращающихся частях.
2.12. После запуска двигателя проверить:
— работу рулевого управления;
— исправность сцепления;
— исправность приборов освещения;
— звукового сигнала.
2.13. Проверьте, смазаны ли передачи, подшипники и накаты.
2.14. Убедившись в исправности катера, приступайте к выполнению задания.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При передвижении катера по водной акватории водитель обязан:
— убедиться в отсутствии других судов на пути движения и дать предупредительный сигнал;
— не покидать катер при работающем двигателе;
— избегать резких поворотов при передвижении по водной акватории.
3.2. При работе механизмов катера не отвлекайтесь от своих обязанностей.
3.3. Проверьте давление воды в системе охлаждения двигателя, чтобы убедиться в ее работе.
3.4. Убедитесь, что двигатель запускается и нормально работает в холостом режиме до того, как отчаливать от причала или снимать лодку с трейлера.
3.5. Несколько раз проверьте датчики, чтобы убедиться, что двигатель работает нормально. Особенно важны показания тахометра, чтобы знать, что двигатель работает в пределах рекомендуемого количества оборотов в минуту.
3.6. Проверьте на наличие чрезмерной вибрации.
3.7. При входе и сходе людей на катер и с катера убедиться в надежной швартовке трапа и исправность самого трапа.
3.8. Входить на катер и покидать его разрешается только при полной остановке катера и надежной швартовке к причалу.
3.9. Перед покиданием катера, выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, убедиться в надежной швартовке катера к причалу.
3.10. Заправку катера топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными заправочных пунктов.
3.11. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
3.12. При перевозке пассажиров, последние должны быть проинструктированы о мерах безопасности при пребывании на водах.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Опрокидывание.
— Особо опасные погодные явления и/или неправильное вождение лодки могут привести к тому, что лодка перевернется или будет затоплена. Эти погодные условия обычно наступают неожиданно и могут быстро изменяться. Если лодка перевернулась, как правило, лучше всего оставаться возле корпуса лодки. Ваша лодка может флотировать, благодаря чему на поверхности воды будет держаться хотя бы часть лодки. Оставайтесь возле лодки, пока не придет помощь.
4.2. Пожар и взрыв.
Большинство пожаров на лодках вызвано воспламеняющимися жидкостями, такими как бензин. Береговой охраной одобрены порошковые или углекислые огнетушители, которые могут быть использованы для устранения огня. Выполняйте инструкции на огнетушителе для правильного использования. Направляйте сопло огнетушителя к основе пламени и делайте движения как при подметании, чтобы ликвидировать пожар.
Нахождение на борту во время пожара может представлять угрозу. Принять решение, покинуть ли лодку или остаться для гашения пожара, может быть сложно. Может возникнуть угроза взрыва, если быстро не ликвидировать пламя. При необходимости покинуть лодку, убедитесь, что все пассажиры надели индивидуальные плавательные средства и отплыли от лодки. Держитесь на расстоянии от лодки, горящее топливо может распространиться поблизости по поверхности воды.
4.3. Столкновение.
Если Вы столкнулись с другой лодкой или неподвижным объектом (песчаной отмелью, мостом, доком и т.д.), прежде всего Вы должны проверить, есть ли травмы, и при необходимости оказать первую помощь. Перед тем как продолжать движение, осмотрите лодку на наличие течей, проверьте, не повреждены ли навесной мотор и винт, и безопасна ли их дальнейшая эксплуатация. Если Вы определили, что на лодке можно безопасно плыть, немедленно отправляйтесь к берегу, вытащите лодку из воды и осмотрите её.
4.4. Человек за бортом.
В большинстве случаев выпадение человека за борт является результатом управления лодкой небезопасным способом. Неправильное плавание или небезопасное маневрирование может стать причиной падения человека за борт.
Если человек выпал за борт, выполняйте следующие действия:
— Поверните рулевое колесо, чтобы убрать винт от человека. Смотрите за человеком и будьте готовы бросить средство для бросания в воду.
— Быстро сделайте круг, приближаясь против ветра и волн. Когда человек находится у борта, выключите двигатель. Бросьте человеку средство для бросания в воду с привязанным линем. Помогите человеку забраться обратно в лодку.
— Не ныряйте в воду за человеком, находящимся без сознания, или человеком, не умеющим плавать, если Вы не подготовлены как спасатель. Паникующая жертва может утопить своего спасателя. Убедитесь, что спасающий человек надел индивидуальное плавательное средство до того, как войти в воду.
4.5. При возникновении пожара из-за неисправности электрооборудования катера, негерметичности системы питания, скопления на двигателе грязи и масла и других нарушениях эксплуатации катера водителю необходимо:
— остановить катер;
— принять меры к эвакуации находившихся на борту пассажиров;
— принять меры к тушению загорания, применив огнетушитель и другие средства пожаротушения: песок, брезент.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Пришвартовать катер к причалу в отведенном месте.
5.2. Проверьте винт на наличие повреждений.
5.3. Залейте топливный бак для предотвращения появления влаги в результате конденсации.
5.4. Проверьте на наличие топливных, масляных или водных течей.
5.5. Убедитесь, что все дополнительные приборы и выключатели выключены.
5.6. Зарядите аккумуляторы.
5.7. По возможности храните лодку в закрытом помещении или защитите лодку с помощью швартовочного тента.
5.8. Привести рычаги управления в нейтральное положение.
5.9. Заглушить двигатель.
5.10. Очистить элементы машины и рабочее оборудование.
5.11. Вымойте лицо и руки теплой водой с мылом или примите душ.
5.12. Закройте кабину на ключ и сдайте катер сторожу.