Утверждаю:
Директор МУП «Теплоэнерго» _______________С.И.Фролов «___»_______________2014 г.
Инструкция по охране труда при обслуживании оборудования ГРП (ГРУ) газовых котельных.
1. Общие требования безопасности.
1.1.ГРП (ГРУ) выполняет следующие функции :
— снижает давление газа до заданной величины;
— поддерживает заданное давление газа вне зависимости от изменения расхода газа и его давления перед регуляторными пунктами;
— прекращает подачу газа при повышении или понижении его давления после регуляторных пунктов сверх заданных пределов;
Режим работы ГРП (ГРУ) должен устанавливаться в соответствии с проектом.
1.2.Помещения ГРП (ГРУ) должны иметь естественную вентиляцию ,обеспечивающую не менее чем 3-хкратный обмен воздуха и температуру воздуха в помещении ГРП (ГРУ) ,которая определяется проектом в зависимости от конструкции , применяемого оборудования КИП в соответствии с паспортом заводов — изготовителей.
1.3.На каждый ГРП(ГРУ) составляется паспорт ,содержащий основные характеристики оборудования ,КИП и помещения .Результаты ревизии оборудования ГРП(ГРУ) ,а также ремонтов , связанных с заменой деталей и узлов ,должны заноситься в паспорт.
1.4.Приборы КИП в процессе эксплуатации должны проходить соответствующие проверки.
1.5.В состав работ по эксплуатации ГРП(ГРУ) входят:
— осмотр и наблюдение за техническим состоянием оборудования в сроки согласно производственной инструкции;
— 1 раз в 3 месяца проверяется степень настройки ПЗК и ПСК на заданное давление ,в том числе 1 раз при проведении текущего ремонта;
— 1 раз в 6 месяцев проводиться техническое обслуживание работы газового оборудования;
— 1 раз в год проводиться текущий ремонт газового оборудования ,если изготовители газового оборудования не установили иные сроки ремонта;
— проверка КИП;
— содержание помещений ГРП(ГРУ) в чистоте и исправном состоянии;
— периодическая проверка работы отопления ,освещения ,вентиляции и средств пожаротущения;
— капитальный ремонт при замене оборудования средств измерений на основании дефектных ведомостей ,составленных по результатам осмотров и текущих ремонтов (ремонт здания , вентиляции ,систем отопления и освещения).
2.Требования безопасности перед началом работы.
2.1.Первичный пуск газа в ГРП(ГРУ).
Перед первичным пуском газа в ГРП(ГРУ) должна быть произведена контрольная опрессовка газопровода воздухом давлением 1000мм водяного столба ,падение давления не должно пре-вышать 60мм в течении одного часа.
Перед пуском газа осмотреть оборудование и КИП ,проверить закрытие задвижек . Все запорные устройства должны быть плотно закрыты.
По команде руководителя работ нужно:
— снять металлические заглушки на входе и выходе из ГРП(ГРУ) (снимаются без газа);
— открыть все краны на КИП и импульсных линиях ,кроме крана ПКН(В);
— после открытия перед ГРП(ГРУ) задвижки среднего (высокого)давления , убедиться в наличии давления по манометру , затем открыть кран на свечу и медленно открывая первую и вторую по ходу газа задвижки на байпасе ,произвести продувку газом в течении 10-15минут;
— закрыть задвижки на байпасе ,открыть выходную задвижку ГРУ(ГРП) .проверить вывернут ли винт пилота управления и произвести сцепление рычагов ПКН(В);
— медленно приоткрыть входную задвижку в ГРУ(ГРП) ,постоянно наблюдая при этом за показаниями манометра после регулятора давления. Полностью открыть входную задвижку , если показания манометра на нуле.
— взвести газовый регулятор в работу;
— проверить задвижки байпаса на плотность и открыть кран на свечу;
— по команде руководителя работ открыть задвижку после ГРП(ГРУ);
— проверить работу регулятора давления путем изменения расхода , колебания выходного давления не должно превышать 10% от рабочего давления;
— проверить работу регулятора на тупик путем перекрытия задвижки , давление газа не должно повышаться более чем на 20% от рабочего;
— предохранительно- сбросовый клапан настроить на заданный режим;
— открыть кран на импульс ПЗК и произвести его настройку на заданный режим
— в зависимости от величины максимально допустимого рабочего давления газа в сети производиться настройка ПСК и ПЗК всех давлений:
для ПСК – Рсраб.ПСК =( Ргаза + Ргаза х 15% ) : 100 кгс \ см2;
для ПЗК — Рсраб.ПСК = (Ргаза + Ргаза х 25%) : 100 кгс\ см2 ;
ПЗК настраивают на закрытие при падении давления в газовой сети до величины , равной минимальному давлению газа перед газогорелочными устройствами;
— проверить работу КИП;
— произвести обмыливание всех резьбовых и сальниковых соединений , обнаруженные утечки газа устранить;
— произвести запись о пуске газа в паспорте ГРП(ГРУ) и в эксплуатационном журнале.
3. Требование безопасности во время работы.
3.1.Перевод работы ГРП(ГРУ) с регулятора на байпас осуществляется в следующей последовательности :
— регулировочным винтом регулятора снизить давление газа по манометру на выходе ГРП(ГРУ) на 10-20мм в.ст. ниже заданного режима;
— плавно приоткрыть задвижку на байпасе и восстановить давление газа по манометру на выходе ГРП(ГРУ) до заданного режима ,регулировку производить второй по ходу задвижкой;
-непрерывно наблюдая за показаниями манометра на выходе газа из ГРП(ГРУ) ,постепенно вывернуть винт пилота до отказа и плавно закрыть задвижку перед регулятором и после регулятора;
-закрыть кран на импульсных линиях ,расцепить рычаги ПЗК и опустить их.
3.2.Перевод ГРП(ГРУ) с байпаса на работу через регулятор производиться следующим образом:
— взвести клапан ПНК(В);
— проверить вывернут ли регулировочный винт пилота и открыты ли краны на импульсных трубках (кран на импульс к ПКН(В) должен быть перекрыт);
— открыть выходную задвижку после регулятора;
— медленно прикрывая задвижки на байпасе ,снизить давление газа на выходе ГРП(ГРУ) на 10 – 20 мм.в.ст. установленного режима;
— плавно открыть задвижку перед регулятором ,наблюдая за показаниями приборов на выходе;
— путем медленного ввертывания регулировочного винта пилота восстановить давление газа до рабочего;
— закрыть задвижки на байпасе и открыть кран на свечу;
— убедившись по манометру на выходе газа из ГРП(ГРУ) в устойчивой работе регулятора ,открыть предохранительно-запорный клапан и зацепить его.
3.3.Порядок выполнения работ при ревизии оборудования ГРП(ГРУ):
— произвести перевод оборудования ГРП(ГРУ) на работу по байпасу;
— перекрыть на ГРУ(ГРП) входную и выходные задвижки , также все импульсные краны , за исключением кранов к приборам КИП , в случае негерметичности задвижек установить металлические заглушки;
3.4.После отключения оборудования ГРП(ГРУ) работы выполнять в следующей последовательности :
— у регулятора давления проверить прилегание клапана путем внешнего осмотра уплотнения клапана , резиновые уплотнения клапана не должны иметь скосов и следов порыва резины;
— у регулятора управления открыть пробку клапана , снять клапан , очистить седло и клапан от пыли и окалины , снять крышку корпуса и проверить мембрану на плотность (если имеются царапины или подрезы , мембрану заменить) , проверить ход клапана и состояние рычажной системы , рычагов , снять колонку , очистить внутреннюю полость ПК от пыли , окалины ,
— у предохранительно- запорного клапана снять крышку с головки ПК , произвести осмотр мембраны , пружин ржавчины , проверить плотность закрытия клапана , прочистить клапан , седло и произвести притирку уплотняющих поверхностей , набить сальники и смазать трущиеся поверхности;
— у задвижек разобрать и проверить состояние уплотнительных соединений и поверхностей ,очистить от пыли и окалины , промыть керосином , набить сальники и проверить плотность закрытия;
— у фильтра проверить состояние сетки , очистить или заменить фильтрующее заполнение ,очистить внутреннюю полость фильтра от пыли , окалины и т.д.;
— продуть импульсные линии;
— произвести перевод оборудования ГРП(ГРУ) с байпаса на регулятор;
— проверить устойчивость работы регулятора давления;
— произвести проверку и настройку ПЗК и ПСК;
— обмылить все соединения , в случае обнаружения утечек устранить их;
— для устранения неустойчивой работы регуляторов давления газа перевести оборудование ГРП(ГРУ) на работу по байпасу и закрыть входную и выходную задвижки , продуть импульсные линии;
— у пилота управления открыть пробку крана пилота , очистить седло и клапан от пыли и окалины , проверить мембрану на плотность (если имеются царапины или подрезы , мембрану заменить ), проверить ход и состояние рычажной системы.
— у регулятора давления снять клапан , очистить его и полость корпуса от пыли и окалины , проверить состояние поверхности седла и клапана , прочистить и продуть импульсные линии , снять крышку регулятора и мембрану , проверить состояние основной и разгрузочной мембраны (если имеются царапины или подрезы , мембрану заменить) , снять тройник регулятора , клапан , очистить седло тройника регулятора и клапана от пыли и окалины ( если имеются глубокие царапины или подрезы , мембрану заменить);
— у всех типов регуляторов давление проверить прилегание клапана к седлу путем внешнего осмотра уплотнения , резиновые уплотнения не должны иметь скосов и следов порыва резины;
— перевести работу оборудования с байпаса на регулятор давления и проверить устойчивость работы регулятора давления путем изменения расхода;
— при изменении задания пилоту управления : (вворачивая и выворачивая винт пилота) должно быть плавное понижение или повышение давления;
— при неудовлетворительной работе регулятора давления следует произвести повторную настройку работы регулятора.
3.5.При работе в ГРП (ГРУ) следить за плотностью соединений оборудования и при обнаружении загазованности помещения принять соответствующие меры: сделать замеры газоанализатором , определить концентрации газа , проветрить помещение , найти место утечки и устранить с последующим обмыливанием.
Для аварийного освещения следует пользоваться аккумуляторными фонарями,
При работе на байпасе отклонение от заданного режима не должно превышать 3 мм.в.ст.
Чистку фильтра производить на улице в безопасном месте.
Снаружи здания ГРП , на ШРП и на ограждении ГРУ должны быть предупредительные надписи:«ОГНЕОПАСНО-ГАЗ».
Ремонт электрооборудования ГРП и замена ламп должны проводиться при снятом напряжении.
3.6.Произвести запись о выполненной работе в эксплуатационных журналах , находящихся на ГРП.
По окончании работы привести рабочее место в порядок.
Инструкцию составил начальник газовой службы: /А.Н.Семенов/
Согласовано: инженер по охране труда /В.Н.Лимачев/