Инструкция по охране труда для составителя поездов
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К выполнению работы по профессии составитель поездов допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.2. Составитель поездов должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Составитель поездов должен пройти инструктаж и получить группу I по электробезопасности.
1.4. После первичного инструктажа перед допуском к самостоятельной работе составитель поездов должен пройти стажировку под наблюдением опытного составителя поездов.
1.5. Составитель поездов, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований охраны труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.6. Составитель поездов, допущенный к самостоятельной работе, должен знать и соблюдать меры безопасности при производстве маневровой работы, правила пользования тормозными башмаками, установленные способы сигнализации и правила пользования сигнальными принадлежностями, правила закрепления стоящих на путях вагонов.
1.7. Составитель поездов, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда при выполнении своих обязанностей к самостоятельной работе не допускается.
1.8. Составитель поездов, направленный для участия в выполнении несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.9. Составителю поездов запрещается выполнять работы, к которым он не допущен в установленном порядке, а также пользоваться инструментом и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения.
1.10. Во время работы на составителя поездов могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся вагоны, тепловоз, транспортные средства;
— незащищенные подвижные элементы вагонов, тепловоза;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности вагонов, рельсов, тормозных башмаков;
— неудовлетворительные погодные условия (температура, влажность и подвижность воздуха);
— повышенное скольжение (вследствие замасливания, обледенения, увлажнения поверхностей, по которым перемещается составитель поездов);
— физические перегрузки.
1.11. Для предупреждения неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов, составитель поездов во время работы должен пользоваться выданной ему специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.12. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю работ и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.13. Составитель поездов, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.14. Составитель поездов обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.
1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара составитель поездов должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.16. Для предупреждения возможности заболеваний составителю поездов следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.17. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.18. Составитель поездов, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, подвергает опасности как себя, так и окружающих, поэтому может рассматриваться как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы составитель поездов должен надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.
2.2. Перед началом работы составитель поездов должен принять дежурство, получить от сдающего смену всю необходимую для работы информацию – о наличии, расположении вагонов, под какими операциями они находятся, получить от непосредственного руководителя план предстоящей работы.
2.3. Составитель поездов должен знать о том, что без распоряжения непосредственного руководителя нельзя приступать к выполнению маневровой работы.
2.4. Перед началом работы составитель поездов должен убедиться в наличии и исправности сигнальных принадлежностей; приступать к работе без сигнальных принадлежностей или с неисправными сигналами нельзя.
2.5. Перед началом работы составитель поездов должен осмотреть рабочую зону, проверить состояние железнодорожных путей, стрелочных переводов, переездов, убедиться в том, что нет препятствий для маневровой работы.
2.6. Перед началом маневровых работ составитель поездов должен предупредить работников, производящих погрузочно-разгрузочные работы, ремонт пути о предстоящих маневрах.
2.7. Составителю поездов следует убедиться в том, что ничего не мешает безопасному выполнению работы и оценить достаточность освещения рабочей зоны.
2.8. Перед началом работы составитель поездов должен убедиться в наличии и исправности необходимых средств индивидуальной защиты.
2.9. Обо всех неисправностях и неполадках составитель поездов должен сообщить непосредственному руководителю и не приступать к работе до их устранения.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Составитель поездов во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.2. Во время работы составителю поездов не разрешается оставлять свою рабочую зону; это допускается только в исключительных случаях с разрешения непосредственного руководителя.
3.3. Составитель поездов должен не допускать посторонних людей в зону выполнения маневровых работ.
3.4. Составитель поездов должен выполнять маневровую работу под наблюдением и контролем непосредственного руководителя.
3.5. Приступая к маневровой работе составитель поездов должен убедиться в том, что тепловоз находится за пределами района предстоящей маневровой работы.
3.6. Составитель поездов должен своевременно подготовить стрелки для маневровых передвижений и по маршруту следования тепловоза.
3.7. При переводе стрелки составитель поездов должен проверить плотно ли прилег остряк к рамному рельсу и обязательно положить закладку.
3.8. После подготовки маршрута составитель поездов должен подать соответствующий сигнал машинисту тепловоза.
3.9. Составитель поездов обязан требовать от машиниста тепловоза своевременного выполнения поданных сигналов и установленных скоростей движения при маневрах.
3.10. Скорость подхода тепловоза к вагонам при прицепке должна быть не более 3 км/ч.
3.11. Отцепку или прицепку вагонов можно производить только после полной остановки вагонов.
3.12. При расцепке вагонов с автосцепкой нужно приподнять рычаг вверх, чтобы он вышел из гнезда и подтянуть на себя; после расцепки необходимо поставить рычаг обратно в гнездо.
3.13. Для закрепления вагонов составитель поездов должен пользоваться исправными тормозными башмаками.
3.14. Запрещается использовать тормозные башмаки, имеющие следующие неисправности:
— лопнувшая головка;
— отсутствие опорной пластинки;
— изогнутая подошва;
— лопнувший, расплющенный, изогнутый носок подошвы;
— изношена или лопнула подошва или борт;
— отсутствие ручки башмака.
3.15. Составитель поездов должен знать о том, что запрещается вместо тормозных башмаков и вагонных подкладок применение любых других, не предназначенных для этих целей предметов.
3.16. При пользовании тормозными башмаками составителю поездов запрещается следующее:
— укладывать башмаки под вторые и последующие колесные пары без специального приспособления;
— поднимать башмак, который выбит из-под колеса, до прохода вагонов.
3.17. При подаче вагонов на погрузочно-разгрузочную площадку составитель поездов обязан идти впереди вагонов на расстоянии видимости его машинистом, по междупутью или обочине полотна, предупреждая работников о движущихся вагонах.
3.18. Составителю поездов запрещается во время движения вагонов находиться на головке автосцепки, на бортах платформ, у раскрытых дверей вагонов.
3.19. Перед заездом на пути составитель поездов обязан дополнительно проверить правильность маршрута и убедиться в отсутствии препятствий для движения.
3.20. Составитель поездов при переводе стрелок обязан убедиться в исправности стрелочного перевода, установить стрелочную закладку, а после окончания маневровой работы стрелку поставить в нормальное положение и запереть на замок или закладку.
3.21. Составителю поездов запрещается:
— перебегать пути перед движущимся тепловозом;
— подлезать под вагоны для перехода занятого пути;
— проходить между стоящими расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 5 м;
— стоять или сидеть на рельсах;
— производить сцепление или расцепление вагонов без рукавиц;
— производить расцепление вагонов в пределах стрелочного перевода, настила переезда;
— входить во время движения маневрового состава в пространство между вагонами для осмотра сцепного устройства и правильности соединения и разъединения головок автосцепки;
— подавать сигнал машинисту для движения, не убедившись в правильности приготовленного маршрута.
3.22. Составителю поездов следует проявлять осторожность при передвижении по путям.
3.23. При хождении по путям составителю поездов необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
— ходить вдоль путей разрешается только по обочине пути или середине междупутья, обращая внимание на передвижение подвижного состава по смежным путям;
— следует внимательно смотреть под ноги, так как на междупутьях могут быть расположены канавы, тумбочки для тормозных башмаков, стрелочные тяги и другие устройства;
— переходить пути следует под прямым углом, чтобы была хорошая видимость в обе стороны, что позволяет остановиться на междупутье, если по соседнему пути движутся вагоны или тепловоз;
— нельзя наступать на рельсы, ставить ногу между рамным рельсом и остряком или рельсом и крестовиной;
— нельзя на ходу подниматься на подножки вагона или тепловоза и прыгать с них.
3.24. Если на пути следования имеются какие-либо препятствия, составителю поездов следует обойти эти препятствия.
3.25. При передвижении составителю поездов следует обращать внимание на неровности на поверхности и скользкие места, остерегаться падения из-за поскальзывания.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, составитель поездов должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.4. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.
4.5. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы составителю поездов следует сдать смену в установленном порядке.
5.2. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.3. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, по возможности принять душ.
5.4. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях применяемого инструмента и оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.