Инструкция по охране труда при складировании и хранении тарных нефтепродуктов

Инструкция для организации безопасного складирования и хранения тарных нефтепродуктов

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Легковоспламеняющиеся нефтепродукты разрешается хранить в тарных складах только в металлической таре.
1.2. В тарных хранилищах запрещается переливать и затаривать нефтепродукты в мелкую тару, а также хранить укупорочный материал, порожнюю тару и другие предметы.
1.3. Хранение легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ) в стеклянной таре вместительностью 10 л и более допускается только в корзинах или деревянных обрешетках.
1.4. Хранение ГЖ в открытой или неисправной таре, а также таре, не соответствующей стандартам, не допускается.
1.5. Хранить тару из-под ЛВЖ и ГЖ и упаковочный материал непосредственно на складе запрещается. На неочищенной от остатков ЛВЖ и ГЖ таре должна быть надпись «Не очищено» с указанием вида продукта, который до этого находился в этой таре. Тара из-под ЛВЖ и ГЖ должна быть плотно закрыта.
1.6. Укладка бочек, заполненных нефтепродуктами с температурой вспышки паров 28 С и ниже, допускается только в один ряд, укладка бочек с прочими нефтепродуктами – не более, чем в два ряда.
1.7. Бочки с нефтепродуктами следует укладывать пробками вверх. На пробки металлической тары должны быть установлены прокладки. Открывать и закрывать пробки необходимо с помощью специальных ключей. Применять молотки и зубила для открывания пробок запрещается.
1.8. Хранение грузов, упаковки, поддонов и погрузо-разгрузочных механизмов на платформах складов не допускается. Грузы и материалы, разгруженные на платформу, к концу рабочего дня должны быть убраны.
1.9. В тарных хранилищах запрещается курение и применение открытого огня, пользование фонарем не во взрывобезопасном исполнении.
1.10. Совместное хранение ЛВЖ и ГЖ в таре в одном помещении разрешается при их общем количестве не более 200 м3.
1.11. Хранение жидкостей с температурой вспышки выше 120С в количестве до 60 м3 допускается только в подземных хранилищах.
1.12. Тарные хранилища должны содержаться в чистоте: различные производственные отходы и мусор необходимо своевременно убирать и удалять из помещения в безопасное место.
1.13. Полы в складских зданиях для нефтепродуктов в таре должны быть из несгораемых и невпитывающих нефтепродукты материалов, а при хранении легковоспламеняющихся нефтепродуктов – из неискрящих материалов. Поверхность пола должна быть гладкой с уклоном для стока жидкости к приямкам.
1.14. Дверные проемы в стенках здания для нефтепродуктов в таре должны иметь размеры, обеспечивающие проезд средств механизации. Двери рекомендуется предусматривать самозакрывающимися. В дверных проемах должны быть предусмотрены пороги (пандусы) высотой 15 см.
1.15. Для освещения хранилищ должны использоваться светильники взрывозащищенного исполнения. Рубильники (выключатели) и предохранители должны находиться снаружи помещения.
1.16. Проходы, выходы и средства пожаротушения не должны загромождаться какими-либо предметами, материалами и оборудованием.
1.17. В складе фасованной продукции следует предусматривать первичные средства пожаротушения в соответствии с установленными нормами. Работники должны знать их местоположение и уметь пользоваться ими. Места размещения огнетушителей должны обозначаться соответствующими указательными знаками.
1.18. Средства пожаротушения должны быть постоянно в исправности и готовности к немедленному использованию. Использование противопожарного инвентаря и оборудования не по назначению запрещается.
1.19. Запрещается в тарных хранилищах производить ремонтные работы по устранению течей в таре. Необходимо вывезти тару из складского помещения, освободить из-под нефтепродукта путем перелива в целую тару.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть исправную спецодежду, застегнуть и заправить так, чтобы не было свисающих концов.
2.2. Обеспечить свободный доступ к местам складирования товаров.
2.3. Проверить исправность тары, в которой хранятся нефтепродукты, лакокрасочные материалы и др.
2.4. При обнаружении неисправностей тары устранить или заменить тару.
2.5. Проверить освещённость на рабочем месте и в проходах мест складирования тары и других товаров.
2.6. Проверить исправность инструмента, инвентаря, приспособлений, а также средств индивидуальной защиты (перчатки, респиратор и др.), применяемых во время работы.
2.7. Проверить наличие и состояние средств пожаротушения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы необходимо находиться на безопасном расстоянии от маневрирующей машины, в зоне действия подъёмного крана. Запрещается находиться внутри автомашины или вагона при погрузке.
3.2. Следить за чистотой проходов, проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, принимать меры к очистке их зимой от снега и льда, посыпке песком.
3.3. Соблюдать правила укладки материалов в штабели для хранения.
3.4. Следить за исправностью стеллажей, не допускать их перегрузки.
3.5. В случае обнаружения неправильно сложенного штабеля принять меры к его разборке и укладке вновь с устранением замеченного недостатка.
3.6. Работы на высоте производить с использованием исправных стремянок и лестниц, имеющих приспособления от скольжения и пользоваться средствами индивидуальной защиты.
3.7. Запрещается пользоваться вместо стремянки (лестницы) случайными подставками и производить работы с верхней ступеньки стремянки (лестницы).
3.8. Следить за наличием на таре бирок и наклеек с точным названием грузов.
3.9. Необходимо укрывать пылящие грузы брезентом, рогожей или другими материалами.
3.10. Перемещение, погрузку и выгрузку груза производить с учётом его категории и степени опасности.
3.11. При погрузке и выгрузке груза не загромождать установленные проходы и проезды.
3.12. При перемещении груза в горизонтальной плоскости находиться сзади или сбоку.
3.13. Пролитые на пол горючие и смазочные материалы засыпать древесными опилками или песком, затем убрать их в металлический ящик с крышкой и протереть пол ветошью насухо.
3.14. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и укладке груза на автомобиль необходимо:
— при подаче автомобиля к месту погрузки (выгрузки) отойти в безопасное место;
— подложить под колёса стоячего автомобиля упоры (башмаки);
— автомобиль, поставленный под погрузку (выгрузку), должен быть надёжно заторможен стояночным тормозом;
— перед открыванием бортов автомобиля убедиться в безопасном расположении груза в кузове;
— открывать и закрывать борта под контролем водителя одновременно двум работникам, находящимся с боков открываемого борта.
3.15. Перед работой режущим инструментом (ножом) необходимо проверить его крепление и остроту заточки.
3.16. При вскрытии упаковки режущий инструмент следует направлять от себя.
3.17. Запрещается переносить режущий инструмент за острие.
3.18. Работать разрешается только исправным режущим инструментом и применять его строго по назначению.
3.19. Режущий инструмент должен быть правильно заточен, хвостовики и посадочные места не должны иметь повреждений, деформаций.
3.20. Запрещается:
— обрабатывать режущим инструментом предметы, находящиеся на весу;
— класть инструмент на конструкции, расположенные над работающими внизу людьми.
3.21. Применение неисправного или неправильно заточенного инструмента не допускается.
3.22. Инструменты, имеющие заостренные концы (хвостовики) для насаживания рукояток (напильники, ножовки, шилья, отвертки и т.п.), должны иметь прочно укрепленные деревянные или пластмассовые рукоятки.
3.23. Рукоятка должна иметь длину в соответствии с размерами инструмента, но не менее 150 мм, и во избежание раскалывания должна быть стянута металлическими бандажными кольцами: лезвия топоров, зубил, крейцмейселей, шаберов, сверл и другого режущего инструмента не должны иметь заусениц, выбоин и трещин, а режущая кромка их должна быть правильно заточена и представлять собою ровную или слегка выпуклую поверхность.
3.24. Инструмент и мелкие детали должны находиться в специальной сумке или инструментальном ящике. При этом острые, режущие кромки инструмента должны быть защищены чехлами.
3.25. Перед разгрузкой железнодорожного и автомобильного транспорта следует тщательно осмотреть состояние груза и при обнаружении неисправностей (перекоса, излома стоек, ненадежной увязки), не приступая к выгрузке, получить указания ответственного лица о способе разгрузки.
3.26. Перед разгрузкой вагона или автомашины тщательно осмотреть состояние мостика и сходней для перехода из вагона или кузова автомашины. Они должны быть изготовлены из досок, толщиной не менее 50 мм, скреплены с нижней стороны металлическими или деревянными планками.
3.27. Ручную загрузку или разгрузку вагонов, автомобилей и других транспортных средств производить только с рамп или специально оборудованных площадок. Площадка рампы должна находиться на одном уровне с площадкой транспортных средств.
3.28. При разгрузке вагонов или автомашин разбирать груз следует уступами так, чтобы предупредить возможность падения отдельных ящиков или деталей.
3.29. Высота груженого автотранспортного средства не должна превышать 4 м от поверхности дороги до высшей точки груза.
3.30. Бочки, канистры и т.п. с лакокрасочными материалами, маслами следует устанавливать в кузове автомобиля плотно, крышками и пробками вверх; в промежутки между грузами должны вставляться прочные деревянные прокладки и распорки.
3.31. Коробки с расфасованными маслами, предназначенные для транспортировки на АЗС, должны складироваться в автомашину высотой не более 3 штук.
3.32. Требования безопасности при переноске грузов:
— предельная норма переноски тяжести по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать: для женщин – 10 кг; для мужчин старше 18 лет – 50 кг;
— груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух мужчин;
— подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м не допускается;
— при одновременной переноске грузов расстояние между рабочими, несущими единицу груза, должно быть не менее 2 м;
— переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается;
— при перекатывании бочек и т.п. работник должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.
3.33. Требования безопасности при складировании грузов:
— кладку грузов производить только на специально выделенных местах. Укладка грузов в проходах, проездах; возле электроустановок, электропроводов, рубильников, пожарных щитов и токопроводящей арматуры не допускается. Расстояние от стены склада до штабеля должно быть в пределах 0,6-1,0 м;
— после укладки груза с целью предупреждения его самопроизвольного перемещения необходимо установить специальные приспособления и устройства (боковые стойки, прокладки, подкладки и т.п.);
— при формировании штабеля в нижние ряды целесообразно укладывать более тяжелые грузы;
— при формировании штабелей из ящиков необходимо оставлять между штабелями зазоры по горизонтали не менее 0,5 м;
— перед укладкой товаров ячейки стеллажей должны быть очищены от грязи, остатков упаковки и консервации. Не допускается укладывать грузы на неисправные стеллажи и перегружать их;
— запрещается укладывать на верхние ярусы стеллажей стеклянные бутылки, стекла и крупногабаритные грузы.
3.34. Не допускается загружать и отправлять потребителю материалы в нестандартной или неисправной таре.
3.35. Хранение спецодежды и спецобуви вместе с горючими материалами не допускается.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении опасности возникновения аварии на объекте или иной ситуации, угрожающей людям, необходимо:
— приостановить работу;
— немедленно сообщить непосредственному руководителю;
— принять участие в аварийных работах согласно плану ликвидации аварийных ситуаций.
4.2. В случае возникновения пожара необходимо:
— включить ручной пожарный извещатель;
— сообщить в пожарную службу по телефону 101;
— прекратить отпуск нефтепродуктов и удалить с площадки весь ожидающий погрузки транспорт;
— организовать до прибытия пожарных машин тушение пожара, используя первичные средства пожаротушения.
4.3. При тушении пожара необходимо помнить, что:
— песок применяют при тушении небольших очагов горения твердых и жидких веществ;
— асбестовое полотно, брезент, кошму применяют для тушения небольших горящих поверхностей и одежды на человеке.
4.4. Порядок сбора и удаления горючих веществ.
— при возникновении пролива нефтепродукта в результате разгерметизации тары необходимо немедленно засыпать место разлива песком. Затем собрать и удалить загрязненный песок в специальные ящики с плотно закрывающимися крышками. Место пролива промыть водой.
— в случае возникновения крупного пролива нефтепродукта (более 4 м) для предотвращения образования паровоздушной среды всю площадь пролива необходимо покрыть воздушно-механической пеной толщиной не менее 0,05 м.
4.5. Для сбора использованных обтирочных материалов и пропитанного нефтепродуктами песка у склада должны быть установлены не менее 2-х ящиков с плотно закрывающимися крышками.
4.6. Не реже одного раза в неделю обтирочные материалы и мусор должны вывозиться.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Проверить противопожарное состояние склада.
5.2. Осмотреть и привести в безопасное состояние рабочее место.
5.3. Снять и привести в порядок спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.
5.4. Спецодежду следует хранить в специальных металлических шкафах, отдельно от личной одежды.
5.5. Вымыть лицо, руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.
5.6. Обо всех нарушениях требований безопасности, имевших место во время работ, сообщить непосредственному руководителю работ.