Инструкция по охране труда для дорожного рабочего.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Дорожный рабочий – это профессия повышенной опасности, к которой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.
1.2. К выполнению работ в качестве дорожного рабочего допускается работник не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.3. Дорожный рабочий должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.4. Дорожный рабочий, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по безопасности труда; в случае нарушения требований безопасности, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.5. Дорожный рабочий, показавший неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ, к самостоятельной работе не допускается.
1.6. Дорожный рабочий, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: виды и основные свойства дорожно-строительных материалов, конструкций дорожных одежд и искусственных сооружений на дорогах. Правила устройства и ремонта дорог, тротуаров и оснований под асфальтобетонные и цементобетонные покрытия. Правила пользования механизированным инструментом, применяемым при строительстве и ремонте дорог. Приемы разборки и обрезки покрытий и оснований с помощью механизированных инструментов. Способы приготовления асфальтобетонных, цементобетонных, битумоминеральных и других смесей. Способы восстановления дорожной одежды. Основы устройства дренажей. Приемы борьбы с гололедом и снежными заносами. Правила дорожного движения.
1.7. Дорожный рабочий, направленный для участия в незнакомых ему работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Дорожному рабочему запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми он не обучен.
1.9. Во время работы на дорожного рабочего могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся транспортные средства, дорожно-строительные машины;
— повышенные уровни шума;
— повышенные уровни вибрации при работе ручным пневматическим инструментом;
— нагретые до высокой температуры жидкие вяжущие материалы (битумы, эмульсии, дегти);
— разлетающиеся горячие капли и брызги горячих материалов (например, битума);
— повышенная концентрация содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
— токсичные компоненты, входящие в состав жидких вяжущих материалов, действующие на дорожного рабочего через дыхательные пути, пищеварительную систему, кожный покров и слизистые оболочки органов зрения и обоняния;
— физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
— неудовлетворительные погодные условия;
— недостаточная освещенность рабочего места;
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования.
1.10. Дорожному рабочему следует помнить, что серьезную опасность для человека представляют нагретые до высокой температуры жидкие вяжущие материалы, так как при соприкосновении с ними могут произойти термические ожоги.
1.11. Для защиты от неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов на здоровье дорожному рабочему следует пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми работодателем в соответствии с действующими Нормами выдачи.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара дорожный рабочий должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.
1.13. Дорожный рабочий обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
1.14. Дорожный рабочий должен соблюдать установленные для него режимы труда и отдыха.
1.15. В случае заболевания, плохого самочувствия дорожному рабочему следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.16. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.17. Дорожный рабочий, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.18. Для предупреждения возможности заболеваний дорожному рабочему следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.19. Дорожный рабочий, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы дорожному рабочему следует надеть спецодежду, спецобувь, сигнальный жилет и защитную каску; при необходимости проверить наличие и подготовить средства индивидуальной защиты (очки, респиратор, рукавицы и т.п.).
2.2. Перед работой необходимо проверить наличие и исправность инструмента, оборудования и оснастки; инструменты и материалы должны быть расположены в удобном месте с учетом технологической последовательности их применения.
2.3. Весь инструмент, оборудование и приспособления для выполнения работ должны быть в исправном состоянии; обнаруженные во время проверки дефекты следует устранить.
2.4. Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно осмотреть место предстоящей работы, привести его в порядок, убрать все посторонние предметы и подготовить ограждения и дорожно-сигнальные переносные знаки для их установки в местах возможного прохода людей и проезда автотранспорта.
2.5. В темное время суток и при плохой видимости, например, во время тумана, по внешним контурам ограждений и на дорожно-сигнальных знаках необходимо вывесить сигнальные красные фонари.
2.6. Перед началом работы дорожному рабочему следует убедиться в наличии медицинской аптечки и огнетушителей.
2.7. Дорожный рабочий не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:
— при неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты или инструмента;
— при несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента;
— при недостаточной освещенности рабочей зоны;
— при отсутствии первичных средств пожаротушения;
— при отсутствии ограждений и знаков безопасности.
2.8. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это дорожный рабочий обязан сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Во время работы рабочая зона должна быть ограждена штакетным барьером или щитами (при изменении ее местоположения) и обозначать соответствующими дорожными знаками (запрещающими – «Въезд запрещен», «Ограничение максимальной скорости», предупреждающими – «Дорожные работы»).
3.2. На территории, где ведутся работы, дорожный рабочий обязан соблюдать следующие требования безопасности:
— переходить дорогу можно только в установленных для этого местах;
— нельзя выходить за установленные ограждения рабочей зоны, на открытую полосу движения транспорта;
— нельзя приближаться к двигающимся автомобилям, каткам, скреперам, бульдозерам, погрузчикам, кранам, укладчикам и другим механизмам ближе чем на 5 м.
3.3. Работу по заливке трещин и швов горячим битумом необходимо выполнять в брезентовой спецодежде, каске, прозрачной маске, рукавицах и обуви с прочной кожаной подошвой; при этом брюки и рукава нужно надевать навыпуск.
3.4. Дорожный рабочий должен убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте выполнения работы.
3.5. При вырубке дефектных мест в дорожном покрытии с применением пневматического инструмента дорожный рабочий должен выполнять следующие требования безопасности:
— подключать шланг к магистрали сжатого воздуха можно только через вентиль, установленный на воздухораспределительной коробке или отводе от магистрали; подключать шланг к магистрали без вентиля не разрешается;
— подключать или отсоединять шланг следует только после выключения подачи воздуха посредством вентиля;
— во избежание травмирования следует следить за тем, чтобы в зоне разлетающихся осколков дорожного покрытия не находились другие рабочие;
— во избежание травмирования глаз отлетающими твердыми частицами дорожный рабочий должен работать в защитных очках.
3.6. При приемке материалов (песка, щебня, гравия и т.п.), доставляемых автосамосвалами для устройства дорожного покрытия, дорожный рабочий должен выполнять следующие требования безопасности:
— во время подъема кузова самосвала нужно находиться сбоку в поле зрения водителя;
— подходить к самосвалу для приема материалов можно только после его остановки и поднятия кузова;
— очищать кузов самосвала от остатков доставленного материала следует специальным скребком или лопатой с удлиненной рукояткой не менее 2 м стоя на земле, но не со стороны выгрузки смеси.
3.7. При устройстве и профилировании дорожного основания из песка, пескоцемента, гравия, щебня и других материалов с последующим их уплотнением катками следует соблюдать следующие меры предосторожности:
— при укладке материалов с применением дорожно-строительных машин следует находиться за пределами опасной зоны, возникающей в месте работы машины;
— отсыпку или снятие лишнего объема материала (песка, щебня и др.) можно выполнять только на участках, где закончена работа машинами, или во время перерыва в их работе.
3.8. При укладке бортовых или бордюрных камней вручную дорожный рабочий обязан выполнять следующее:
— переносить камни следует вдвоем или вчетвером с применением предназначенных для этого клещей;
— перемещение бордюра волоком вручную с помощью крюков запрещается;
— обсадку бордюрных камней трамбовкой разрешается производить только через деревянную прокладку.
3.9. При выполнении работ на укрепляемой полосе дорожный рабочий должен находиться с наветренной стороны от работающих машин (автогудронатора, дорожной фрезы и т.п.).
3.10. При укреплении грунтов битумными вяжущими дорожный рабочий должен пользоваться средствами индивидуальной защиты (защитными очками, респиратором, рукавицами).
3.11. Заливку швов и трещин следует по возможности производить по направлению движения ветра.
3.12. Колодцы подземных сооружений, находящиеся в зоне работ, должны быть тщательно закрыты.
3.13. При открывании бортов грузового автомобиля вначале следует открывать задний борт, а затем боковые; при этом дорожный рабочий должен находиться сбоку открываемого борта; запрещается открывать борта, если в кузове автомобиля находятся люди.
3.14. При перевозке грузовым автомобилем штучного камня и бордюра они должны быть размещены равномерно по всей площади кузова автомобиля; дорожному рабочему запрещается находиться во время движения автомобиля в кузове вместе с камнем и бордюром.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщать руководителю о случившемся.
4.2. По возможности, следует сохранить обстановку на месте происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью людей и не приведет к аварии.
4.3. При попадании жидкого вяжущего материала на лицо или руки необходимо немедленно снять чистой тряпкой, смоченной в керосине, бензине или соляровом масле, и промыть эти места теплой водой с мылом.
4.4. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.
4.5. Оказывая первую помощь при ранении, необходимо соблюдать следующие правила:
— нельзя промывать рану водой или даже каким-либо лекарственным веществом, засыпать порошком и смазывать мазями, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи;
— нужно осторожно снять грязь с кожи вокруг раны, очищая ее от краев раны наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок кожи нужно смазать йодом и наложить повязку.
4.6. Для оказания первой помощи при ранении необходимо вскрыть имеющийся в аптечке перевязочный пакет.
4.7. При наложении перевязочного материала не следует касаться руками той его части, которая должна быть наложена непосредственно на рану; если перевязочного пакета почему-либо не оказалось, то для перевязки можно использовать чистый платок, чистую ткань и т.п.; накладывать вату непосредственно на рану нельзя.
4.8. На то место ткани, которое накладывается непосредственно на рану, нужно накапать несколько капель йода, чтобы получить пятно размером больше раны, а затем положить ткань на рану; оказывающий помощь должен вымыть руки или смазать пальцы йодом; прикасаться к самой ране даже вымытыми руками не допускается.
4.9. При термических ожогах нужно поливать пораженные участки тела струей холодной воды или обложить снегом на 15-20 минут; это уменьшает боль и глубину перегрева тканей, предотвращает их отек; на обожженный участок кожи следует наложить стерильную повязку, используя бинт или марлю; оказывая помощь пострадавшему, во избежание заражения, нельзя касаться руками обожженных участков кожи или смазывать их мазями, жирами, маслами, вазелином, присыпать питьевой содой, крахмалом и т.п.; во избежание заражения раны нельзя вскрывать пузыри.
4.10. При возникновении пожара дорожному рабочему необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону 101, руководителю работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.11. При воспламенении битума следует гасить пламя с помощью огнетушителя (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) или песка.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы следует осмотреть и очистить от грязи рабочий инструмент, привести в порядок рабочую зону.
5.2. Использованные обтирочные материалы необходимо убрать в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.
5.3. После окончания работы следует снять и убрать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, умыться теплой водой с мылом и, по возможности, принять душ.
5.4. Обо всех замеченных в процессе работы неисправностях необходимо сообщить руководителю работ.