Инструкция по охране труда для водителя автомобиля (автоцистерны)

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля (автоцистерны)

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы по профессии водитель автомобиля (автоцистерны) (далее — водитель) допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение и стаж непрерывной работы водителем не менее 3 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи, обучение и проверку знаний по охране труда и практических навыков вождения автомобиля, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Водитель должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.1. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: технические характеристики базового автомобиля и топливных раздаточных систем. Контрольно-измерительную аппаратуру. Режимы работы и установленные ограничения. Особенности эксплуатации автомобиля в осенне-зимний и весенне-летний периоды года. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.4. Водитель должен знать меры предосторожности, обеспечивающие безопасные условия труда при выполнении следующих операций:
— при наполнении автоцистерны топливом из резервуара;
— при перевозке топлива;
— при сливе топлива из автоцистерны.
1.5. Водитель, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.6. Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которыми он не обучен.
1.7. Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— высокая взрыво- , пожароопасность большой массы топлива;
— накопление зарядов статического электричества, которое может привести к разряду;
— повышенная загазованность воздуха парами топлива;
— высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т.п.;
— недостаточная освещенность проезжей части (при работе в темное время суток);
— слепящее действие света фар от встречных автомобилей;
— повышенное скольжение дороги (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхности покрытия);
— нагретые до высокой температуры части двигателя;
— горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
— повышенная загазованность и запыленность воздуха;
— неблагоприятный микроклимат в кабине автомобиля (повышенные или пониженные значения температуры, влажности и подвижности воздуха);
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента (при его техническом обслуживании и ремонте);
— вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата) при работе под ним;
— серная кислота, входящая в состав электролита (при работе с аккумуляторной батареей);
— физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т.п.);
— неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);
— переохлаждение организма (например, при ремонте вне основного места базирования, в дорожных условиях).
1.8. Водителю следует помнить о высокой пожароопасности перевозимого топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности.
1.9. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
1.10. Водителю следует помнить о токсичности веществ, входящих в состав топлива, масел и других жидкостей и соблюдать правила личной гигиены; перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом.
1.11. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха; в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан доложить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.12. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.13. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.14. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.15. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед выездом на линию водитель должен пройти медицинский осмотр; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.
2.2. Водитель, находящийся в болезненном или утомленном состоянии, не должен садиться за руль автомобиля, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию или несчастному случаю.
2.3. Перед выездом на линию водителю следует выполнить следующие операции:
2.3.1. Проверить исправность дыхательного клапана.
2.3.2. Проверить состояние шлангов пневматического привода тормозной системы.
2.3.3. Проверить исправность ручного тормоза.
2.3.4. Слить конденсат из воздушных баллонов тормозной системы.
2.3.5. Проверить давление воздуха в шинах колес и исправность покрышек.
2.3.6. Проверить состояние контрольно-измерительных приборов.
2.3.7. Проверить исправность электрооборудования и кабеля освещения.
2.3.8. Проверить наличие огнетушителей.
2.3.9. Внешним осмотром убедиться в отсутствии подтекания масла, охлаждающей жидкости, топлива.
2.3.10. Проверить уровень масла в картере двигателя.
2.3.11. Запустить двигатель, прослушать его работу на разных оборотах.
2.4. Водителю не следует приступать к работе на непроверенной или неисправной автоцистерне.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При запуске двигателя водителю следует проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом, поставлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение.
3.2. Пользоваться пусковой рукояткой при запуске двигателя можно только временно (например, при неисправности стартера или аккумулятора, а также при запуске двигателя после его ремонта).
3.3. При запуске двигателя пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
— не брать рукоятку в обхват;
— пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
— не использовать никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
3.4. При работе на линии водитель не должен передавать управление автомобилем людям, не имеющим при себе удостоверения на право управления автомобилем или не указанным в путевом листе, а также находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
3.5. Во время движения следует избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности.
3.6. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий; в населенных пунктах она не должна превышать 60 км/ч.
3.7. Водитель должен выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.
3.8. При маневрировании, перестраивании из ряда в ряд, обгоне водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.
3.9. На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены; во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей.
3.10. С наступлением темноты водитель должен включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дороги — дальний или ближний свет фар, а на освещенных — ближний свет фар и (или) габаритные огни.
3.11. Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключать на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного средства.
3.12. При разъезде не следует смотреть на фары встречного автомобиля; если же произошло ослепление светом встречного автомобиля, необходимо, не меняя полосы движения, снизить скорость или остановиться и включить аварийную сигнализацию.
3.13. Во время остановки или стоянки на неосвещенном участке дороги необходимо включить габаритные огни; при неисправности осветительных приборов автомобиль вне населенных пунктов должен быть отведен за пределы проезжей части дороги, а если это невозможно, водитель обязан включить аварийную сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности позади автомобиля на расстоянии 25-30 м от него установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
3.14. Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом.
3.15. Двигаясь задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения; перед подачей автоцистерны назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения водитель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других людей.
3.16. В том случае, когда возникает необходимость временно покинуть автомобиль, водитель должен выключить двигатель, автомобиль затормозить стояночным тормозом при включенной низшей передаче; ключ от замка зажигания следует взять с собой, а двери запереть.
3.17. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении.
3.18. Во время наполнения автоцистерны топливом на пункте налива водитель по команде наливщика должен установить автоцистерну согласно разметке у пункта налива так, чтобы глушитель двигателя был обращен в сторону, противоположную наливному устройству; выключить двигатель автомобиля; поставить автоцистерну на ручной тормоз и проверить фиксацию автомобиля от перемещения упорными колодками.
3.19. Разворачивать автоцистерну и маневрировать на ней на пункте налива запрещается.
3.20. Водителю следует обязательно до начала заполнения топливом цистерны заземлить цистерну тросом заземления; при этом необходимо убедиться в надежности электрического контакта между корпусом автоцистерны и контактным устройством заземления пункта налива; при отсутствии контакта наполнение автоцистерны запрещается.
3.21. Во время налива водителю автоцистерны необходимо следить за наполнением цистерны и отсутствием подтекания топлива; в случае течи топлива наполнение следует немедленно прекратить и устранить неисправность.
3.22. Во время налива топлива необходимо следить за работой дыхательного клапана.
3.23. При наливе автоцистерны запрещается проводить на ней какие-либо регулировочные или ремонтные работы, ударять металлическими предметами по узлам и агрегатам автоцистерны во избежание искрообразования, а также оставлять автомобиль без присмотра.
3.24. При обнаружении неисправности автоцистерны налив в нее топлива следует немедленно прекратить и отбуксировать ее другим автомобилем для устранения неисправности.
3.25. Во время налива или слива топлива из автоцистерны запрещается производить заправку топливных баков базового автомобиля.
3.26. По окончании наполнения автоцистерны водителю следует закрыть соответствующие задвижки на автоцистерне, отсоединить трос заземления и намотать его на катушку; начинать движение автоцистерны можно только после получения команды от наливщика.
3.27. Если двигатель автоцистерны после налива цистерны не запускается, то автоцистерну необходимо отбуксировать от раздаточного пункта на расстояние не менее 25 м, где разрешается произвести повторный пуск двигателя.
3.28. Во время движения автоцистерны водитель не должен допускать ее движения без закрепленной на шасси и соприкасающейся с землей металлической цепочки, имеющей латунные или медные звенья.
3.29. Движение автоцистерны с неубранными в транспортное положение рукавами запрещено.
3.30. Эксплуатировать автоцистерну с неисправным (прогоревшим) глушителем, а также разогревать открытым пламенем замерзший отстойник автоцистерны запрещается.
3.31. Во избежание пожара или взрыва водитель не должен курить в кабине автоцистерны и возле нее.
3.32. При техническом обслуживании и ремонте автоцистерны следует пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом.
3.33. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками; не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы.
3.34. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.
3.35. При техническом обслуживании и текущем ремонте спецоборудования автоцистерны водитель не должен пользоваться инструментом из материалов, дающих искру при ударах.
3.36. Во избежание возгорания не следует разводить огонь возле автоцистерны (ближе 50 м), а также хранить в автоцистерне промасленную ветошь и другие обтирочные материалы.
3.37. Водитель не должен оставлять автоцистерну с открытой кабиной без надзора даже на короткое время и ставить на хранение автоцистерну с топливом на одной стоянке с порожними автоцистернами.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. На случай возникновения пожара, автомобиль должен быть укомплектован огнетушителем, а водитель – уметь им пользоваться.
4.2. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на территории организации следует вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112, эвакуировать автомобиль в соответствии с разработанным планом эвакуации, если это не угрожает жизни и здоровью работника.
4.3. При несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, сообщить руководителю о случившемся.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы водитель должен привести в порядок автоцистерну, поставить ее в установленное место, выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть двери на ключ.
5.2. Если у водителя имеются замечания к техническому состоянию автоцистерны, он должен сообщить об этом механику гаража.
5.3. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, при необходимости принять душ.
5.4. После окончания работы следует перемещаться безопасным путем с учетом движущихся транспортных средств, в соответствии с требованиями безопасности при передвижении по территории.